ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Рубрика «Психологическая студия»

Дать детям радость труда, радость успеха в учении,

пробудить в их сердцах чувство гордости,

собственного достоинства - это первая заповедь воспитания.

В наших школах не должно быть несчастных

детей - детей, душу которых гложет мысль,

что они ни на что не способны.

Успех в учении - единственный источник

внутренних сил ребенка, рождающих

энергию для преодоления трудностей,

желание учиться.


Сухомлинский
Василий Александрович
Мы любим своих детей, и они любят нас. Но иногда мы перестаем понимать друг друга, и в нашей жизни вместо любви и радости появляются обида, страх, раздражение. Мы ищем выход из сложившейся ситуации, но не всегда находим подходящий. Мы хотим, чтобы нам помогли, но не знаем к кому обратиться.
    Эта рубрика подскажет Вам, как общаться с ребенком в разные моменты его жизни; научит понимать детские радости и проблемы; подскажет Вам как воспитать детей без нотаций, криков и ссор. И Ваши дети почувствуют себя под защитой любящего и мудрого родителя или педагога.
  Данная рубрика в первую очередь адресована тем, кто заинтересован в гармоничном, всестороннем развитии своего ребенка и тем, кто хочет побольше узнать о детях, их развитии, проблемах и их разрешении, а также педагогам.
   На страницах рубрики Вы найдете методический материал и много различной полезной и интересной информации. Познакомитесь с различными рекомендациями по воспитанию и развитию детей от наших замечательных педагогов:
педагог-психолог школы
Яковлева Полина Викторовна
нейропсихолог школы
Иноятова Ольга Гумеровна
Готовимся к ВПР. Советы психолога.
Ситуация проверки практически всегда стрессовая ситуация для многих людей. Как же помочь своему ребенку в подобной ситуации?
К сожалению, многие родители совершают ошибки в ходе подготовки своего ребенка к таким процедурам.

Типичные родительские ошибки в ходе подготовки Всероссийской проверочной работе.

1. Отношение к ВПР, как испытанию, которое можно пройти только ценой больших жертв и, прежде всего, ценой здоровья, - ошибка.
2. Очень часто родители используют запугивание и «страшилки», обещая бед в настоящем и будущем, которые грозят при получении низкой оценки на ВПР.
3 Сравнивание своего ребенка с более успешными сверстниками, старшими братьями и сестрами, подчеркивание их успехов, положительных качеств.
4. Излишняя суета, опека, тотальный контроль и требование интенсивной подготовки, нарушающие режим труда и отдыха («Почему не занимаешься?», «Сколько выучил?», «Почему делаешь не то, а это?»),
5. Безусловно, усиливает волнение и страх перед ВПР подчеркивание
ответственности, которая лежит на плечах ребенка, - перед школой, учителями, родителями. «Мама этого не переживет», «Бабушку это добьет», «Перед родителями будет стыдно»

Как же помочь ребенку подготовиться к ВПР?

Важнейший фактор, определяющий успешность Вашего ребенка в ВПР – это психологическая поддержка. Поддерживать ребенка – значит верить в него.
Оказывать психологическую поддержку ребенку можно разными способами. Первый способ – продемонстрировать Ваше удовлетворение от его достижений или усилий: «Ты уже так многого достиг!».
Другой способ – научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать!». «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо».
Поддерживать можно также посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица.

Графические диктанты для младших школьников.
Рисование графических фигур – отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить. Кроме этого, при рисовании, штриховке, раскрашивании, дети, как правило, испытывают удовольствие и радость, от своей работы- им нравится как сам процесс творчества- рисования, так и конечный результат- красивая, яркая картинка.

   С самого раннего детства дети с удовольствием берут в руки карандаш и начинают рисовать. Сначала это просто штрихи и каракули. С развитием ребенка его рисунки тоже развиваются. Сначала малыш рисует отдельные предметы, а позже- целый графический сюжет- один рисунок передает целый рассказ.
«Рука – вышедший наружу мозг», писал Кант. Это выражение можно перефразировать так: все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев. Ученые, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение функции рук. «Разум на кончиках пальцев» - как утверждают большинство психологов и педагогов. Это значит, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев – мелкая моторика, отстает, то и задерживается и речевое развитие. Именно поэтому очень важно доброжелательно и серьезно относиться к первым рисункам малыша, понимая как это необходимо для его воспитания и развития. Именно поэтому необходимо всяким образом стимулировать его художественную, графическую деятельность. Для того, что бы это сделать, нужно заинтересовать ребенка игрой, сказкой, веселым небольшим рассказом.
Рисование графических фигур – отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить. Кроме этого, при рисовании, штриховке, раскрашивании, дети, как правило, испытывают удовольствие и радость, от своей работы- им нравится как сам процесс творчества- рисования, так и конечный результат- красивая, яркая картинка. Можно сказать, что графическая деятельность влияет на эмоциональное состояние ребенка.
Система графических диктантов построена по следующим принципам:
1. Строгая последовательность заданий с постепенно возрастающей сложностью.
2. Помимо письма под диктовку учим детей срисовывать эти картинки с образца, помогая определить начальную точку.

3. Временная регламентированность: 2 раза в неделю по 10-12 минут как часть занятия по математике или как самостоятельное занятие во второй половине дня.
4. Учёт индивидуального уровня и темпа развития детей.

Методика работы с графическим диктантом.
Общие рекомендации
1. Не ругайте ребенка, если рисунок не получается. Спокойно помогите, подскажите где ошибка. Некоторые школьники хорошо воспринимают новую информацию, а другие постоянно путают лево и право.

2. Не спешите во время устного диктанта, убедитесь, что ребенок успевает.

3. Делайте перерыв между занятиями, каждые 5-10 минут письма. Проведите гимнастику для глаз и пальцев рук, пусть ребенок поиграет в подвижные игры, а затем приступает к написанию графического диктанта.
4. Следите за правильной посадкой за столом, освещением и правильным положением пальцев.
5. Получив результат, порадуйтесь вместе с ребенком, похвалите за старание, поблагодарите за усердный труд.

                                  Чем полезна методика?
      Готовить ребенка к школе нужно заблаговременно, самое меньшее – за 12 месяцев до начала обучения. Нужно успеть сформировать такие качества, как внимательность, усидчивость, самоконтроль и активность. Большое значение придается и постановке руки для письма. Закреплению всех этих навыков способствует выполнение графических диктантов.
    Методика была разработана психологом и педагогом Д.Б. Элькониным. Ее суть состоит в выполнении графического упражнения под диктовку специалиста или в пошаговом построении схематического изображения линиями определенной длины в соответствии с заданием. Последующая диагностика выявит уровень сформированности разных навыков.
Проведение графического диктанта допускается и для четырехлетних детей, но особенно он интересен малышам от 6 до 9 лет.
Методика нужна для развития таких навыков, как:
·        пространственное и абстрактное мышление;
·        умение различать разнообразные линии – вертикальные, горизонтальные, параллельные.
·        графомоторика;
·        умение считать;
·        внимание и сосредоточенность;
·        доведение начатого до конца.
     Этот метод удобен тем, что занятия могут проводиться в любом месте, например, поездке или в очереди на прием к врачу. Для занятий не требуются сложные пособия и приспособления.

Нейропсихолог: чем занимается и как помогает детям.
Еще несколько поколений назад специалистом, помогающим ребенку с коррекцией речи, родители школьников могли бы назвать, например, логопеда. Его работа по исправлению речевых нарушений крайне важна и результативна, и для родителей это очевидно.
Однако не все трудности обучения чтению и письму укладываются в сферу деятельности этого специалиста. Когда они связаны с развитием тех или иных психических функций, этим должен заняться как раз нейропсихолог. В чем конкретно заключается его деятельность и когда стоит обращаться с ребенком к такому специалисту?
Какими проблемами занимается нейропсихолог?
Проблемы дислексии и дисграфии имеют нейрологическую природу. Ребенок может иметь трудности, связанные с разными компонентами чтения и письма — распознаванием букв, овладением слогослиянием, фонематическим восприятием, запоминанием порядковой последовательности звуков и многими другими. В их основе всегда лежит нарушение развития какой-то из высших психических функций или сразу нескольких.й ряд последующих нарушений.
По симптоматике нейропсихолог выявляет, что именно не сформировано, по каким причинам и как это корректировать. Нейропсихологическое обследование — это объемное и сложное изучение особенностей психической работы мозга, и оно дает ясную картину его развития. Нарушение всего одного компонента может повлиять и на внимание, и на память, и на мышление, что сказывается на овладении простыми на первый взгляд навыками чтения и письма.
В каких случаях стоит отвести ребенка на консультацию к нейропсихологу
1.    Если вы подозреваете задержки в речевом развитии ребенка, в развитии мелкой моторики, есть трудности в овладении какими-то навыками — например, скорость, координация и слаженность движений в игре, при навыках самообслуживания (застегивание пуговиц, воспроизведение движений по образцу).
2.    Перед школой. Это поможет понять, какие проблемы могут возникнуть при начале обучения. Рекомендуется сделать это заранее, чтобы оставалось время для коррекции нарушений до начала занятий.
3.    Если непосредственно во время обучения наблюдаются трудности: ребенок отстает от класса в освоении материала, быстро устает, плохо адаптируется, невнимателен и неусидчив или динамика обучения неравномерна.
4.    Если вы планируете увеличить внешкольную нагрузку — записать ребенка на дополнительные кружки и факультативы. Это может сказаться на психических функциях мозга ребенка, так как его психика еще достаточно пластична и продолжает формироваться.
Как нейропсихолог работает с детьми
Специалист корректирует любые нарушения нейрологической природы: двигательные, когнитивные и даже поведенческие навыки. В зависимости от выявленных нарушений, нейропсихолог разрабатывает индивидуальную программу коррекции для каждого ребенка.
На занятиях ему предлагаются игры, упражнения и задания на развитие и коррекцию согласно специфике его трудностей. Программа работает с определенными механизмами мозга, в результате чего он начинает справляться с нужными задачами лучше и эффективнее. Процесс это небыстрый, так что лучше настроиться на то, что на коррекцию потребуется время. Занятия рекомендуют в возрасте от 5 до 12 лет, некоторые специалисты занимаются коррекцией и в периоды более раннего развития.
Как говорить с детьми о Великой Отечественной войне
В День памяти и скорби педагог-психолог нашей школы рассказала, как говорить с современными детьми о Великой Отечественной войне. Также она пояснила, какие индивидуально-психологические и возрастные особенности детей стоит при этом учитывать.
Стоит ли вообще говорить о Великой Отечественной войне?
Когда говорим о чем-то значимом для нас, мы прежде всего транслируем свое отношение к теме. В разговоре с ребенком стоит придерживаться спокойного, ровного тона обсуждения. Детям до 12 лет не стоит показывать видеозаписи и фильмы, содержащие сцены насилия. Ориентируйтесь на индивидуальные особенности ребенка, в частности на его степень восприимчивости и впечатлительности, развитость воображения, интерес к военным темам.
Для детей от 4-5 до 8–11 лет характерно преобладание образного типа мышления. Им легче всего осознавать конкретные понятия и явления. Такое мышление тесно связано с эмоциями, кратковременной памятью и воображением. Вот почему в разговоре о Великой Отечественной войне с ребенком-дошкольником и младшим школьником прежде всего важно опираться на образы, которые будут ему понятны и доступны. Придерживайтесь главной мысли и не злоупотребляйте подробностями и деталями, которые будут неясны ребенку: названиями моделей оружия и техники, множеством имен политических деятелей и известных личностей того времени.
Можно посетить с семьей памятные места, посвященные Великой Отечественной войне: Парк Победы, музей Воинской Славы, Памятник омичам-труженикам тыла и т.п. Посмотреть изображения знаменитых мемориальных комплексов, расположенных в исторических местах, например, фото скульптуры «Родина-мать зовет!» в Волгограде, мемориала Советского солдата в Ржеве. Если это знакомство ребенка с темой войны, то важно просто и доступно рассказать ему о том, когда и где происходили боевые действия, обсудить, почему мы вспоминаем события тех лет и героев тех дней.
С подростками при разговоре о войне уже можно опираться на более отвлеченные понятия, поскольку у них развивается абстрактно-логическое мышление.
Начиная с 10–11 лет, можно вместе смотреть и обсуждать художественные фильмы, посвященные военному времени, читать и обсуждать опубликованные воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны. Важен не просто факт просмотра или чтения – необходимо помочь подростку осмыслить прочитанное и увиденное, соотнести новую информацию с уже известными ему фактами.
Память о событиях военных лет передается не только через свидетельства очевидцев и художественные памятники. Современное движение «Бессмертный полк России» – это возможность для каждого из нас отдать дань уважения поколению победителей. Можно посмотреть вместе с детьми видеозаписи мероприятия, которое проходит в честь Дня Победы, добавить на сайт движения информацию о родственниках – участниках событий тех лет. Можно запланировать личное участие в акции. Совместная подготовка к ней может дать чувство сопричастности и заложить в ребенке основы патриотизма.
Чтобы сделать разговор о Великой Отечественной войне личностно значимым для детей, лучше всего начать с семейных историй. Помогут редкие и оттого столь ценные фотографии с фронта, пересказы воспоминаний ветеранов, заслуженные ими медали, фронтовые письма-треугольники и другие памятные вещи из домашних архивов. Здесь важно не просто рассказать о подвигах былых времен, но сделать разговор максимально личным, через призму собственных переживаний, эмоций и чувств передать ребенку свои впечатления от общения с ветеранами. Этот рассказ может быть коротким, но чем более личным он окажется, тем больше шансов, что для ребенка Великая Отечественная война будет не просто набором далеких дат из учебников истории, а поводом для гордости за свою страну.