ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
«Non scholaе, sed vitaе discimus»-«Не для школы, а для жизни учимся»

В наше непростое время огромную роль играет знание истории, как мировой, так и отечественной. Почему мы изучаем историю?
1. история Отечества, история России ставит себе целью показать место и роль её народов в мировом развитии, помогает нам постигнуть свое особое место в длинной череде человеческих поколений;
2. история должна нам дать точные ориентиры относительно нашего собственного народа;
3. прошедшие поколения незримо протягивают к нам свои руки. Они передают нам не только свои трудовые навыки, опыт, достижения, свои приобретения, успехи, но и свои промахи, просчеты, неудачи, беды и горести. Всё это оставило свой след в истории и досталось в наследство ныне живущим людям. А мы, что-то приняв из прошлого и что-то отвергнув, сами оставляем в наследство будущим поколениям и свои достижения, и свои ошибки, и недостатки.
Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своём собственном опыте, и всё же история должна учить нас всех. В этом одно из её главных предназначений. Важно лишь правильно воспринять её уроки. Знать прошедшее-значит во многом понять настоящее и предвидеть будущее. Поистине, как говорили древние римляне «История-это учитель жизни!»
Россия-уникальная страна. В ней проживает огромное число национальностей. Воистину мы-многонациональная страна!
В истории нет плохих или хороших народов. Все народы на определенных этапах развития истории играли важную роль, вносили свой вклад в процветание страны.
Омская область-не менее уникальный регион, здесь проживает более ста национальностей.
Об истории одной из них, российских немцах, рассказывать на страницах данной рубрики будет Крючева Екатерина Геннадьевна-учитель истории.

Крючева
Екатерина Геннадьевна
Откуда немцы в России?
Слово «немец» издавна на Руси означало «немой». Так прозывали иностранцев, не знавших русского языка. Однако поскольку исторически сложилось так, что подавляющее большинство выходцев из Европы оказалось уроженцами германских земель, то со временем «немцами» в России стали называть людей, исторической родиной которых являлась Германия.
Отношения между Россией и Германией начинают свой отчет со времени правления княгини Ольги.
Внук Ольги-князь Владимир продолжил дружеские контакты с Германией. В период правления Ярослава Мудрого в Киеве возникла торговая община поляков, немцев, и итальянцев.
Наряду с торговлей теснейшим образом развивались и династические браки. Трое сыновей Ярослава Мудрого были женаты на дочерях немецких кюрфюрстов.

Не всегда отношения складывались мирно. Мы помним как в 13 веке колонизация германскими крестоносцами Прибалтики привела к прямому столкновению с Русью, завершившееся разгромом Тевтонского ордена на Гудском озере в 1242 году войсками Александра Невского.
Когда рассказываю, как рыцари уходили под лед в своих тяжелых доспехах, это вызывает вопрос у детей: «А зачем же они бились на тонком льду?» А Вы знаете?

В период своего правления Иван IV Грозный активно развивал торговлю с Германскими землями и приглашал бомбардиров-пушкарей. Так, в 1551 году Иван IV послал в немецкие земли вербовщика Шлитте, который набрал 123 человека, пожелавших пойти на службу в Россию. Кроме военных, это были врачи и аптекари, теологи и правоведы, архитекторы и камнетёсы, золотых дел мастера, специалисты по отливке колоколов и другие. Почему «пушку» назвали «пушкой?» Как немецкие переселенцы добирались в Россию?

Во время Ливонской войны русскими войсками были взяты ряд немецких городов. Земли Ливонского ордена были поделены между Россией, Швецией, Данией и Польшей. Многие жители немецких городов, отошедших к России, были выселены в Кострому, Владимир, Углич, Нижний Новгород.

Приглашение в Москву Герцога Мангуса из Шлязвига и его союз с Иваном IV сразу изменили положение немцев в России. В 1570 году они были собраны в Москве и небольшое их количество-в Нижнем Новгороде.
Что же было дальше?
Продолжаем наш увлекательный рассказ о появлении немцев в России.
По окончании Смутного времени и со вступлением на престол Михаила Романова, который благоволил к иностранцам (а Вы знаете почему?), чужеземное население пополняется за счет служилых людей. К 1662 г. в Москве насчитывалось 35 иностранных хозяйств. Тем не менее был создан иностранный приказ, который заведовал делами иностранцев.
4 ноября 1652 года закончился период, когда немцы свободно проживали в городе среди русского населения. Алексей Михайлович основал немецкую слободу.
Под немецкую слободу была выделена «государева земля», прозванная в простонародье «Кукуй» по названию ручья Кокуй, протекавшего по слободе. Слобода была объявлена «Белой!, т.е. освобожденной от повинностей и налогов. Дворовые участки раздавались иностранцам бесплатно. (Как Вы думаете, о чём это говорит?) также немцы получили реальную возможность для обустройства своих храмов, содержание пасторов, создания церковно- приходских школ.
Интересный факт. С момента основания и на протяжении всего своего существования Немецкая слобода никогда не делилась на улицы и кварталы по национальному, религиозному или профессиональному признаку, как это было в Европе. И общались между собой все на русском или самом распространенном среди жителей слободы-немецком языке.
Территориальная обособленность немецкой слободы, населенной выходцами из Западной Европы, позволило им воссоздать в своём быту и застройке национальные черты и традиции. И во второй половине XVII века немецкая слобода приобрела вид «немецкого города, большого и людного»
Дома строились на «голландскую и немецкую стать», в один, два, три этажа, с покатыми островерхими крышами, покрытыми тёсом. Дома утопали в зелени садов, украшены цветниками, деревянными беседками, прудами. Словом, как у нас в современных дачах.
На береге Яцзы действовала водяная пороховая мельница.
Жители немецкой слободы носили западно-европейское платье, в него одевали своих иноземных слуг.
В слободе существовало несколько рынков. На них ремесленники продавали свои изделия: канделябры, гравюры, зеркала, часы, мебель, печатные книги, табакерки и многое другое. Кстати, некоторые вещи сохранились до наших дней, их можно посмотреть в музеях Москвы и Санкт-Петербурга. (а Вы знаете в каких?)
Со временем немецкая слобода стала играть все более заметную роль в экономической, культурной жизни не только столицы, но и всей страны. Выдающийся русский философ С.М.Соловьев называл немецкую слободу «ступенью» к Петербургу, как город Владимир стал ступенью к Москве.